Опубликовано: 21.03.2022

Обновлено: 29.03.2023

Большая часть современного международного бизнеса состоит из операций между подразделениями транснациональных корпораций. В своей предпринимательской деятельности эти корпорации постоянно ищут способы снизить налоговую нагрузку. Чтобы оптимизировать налогообложение, многие компании прибегают к трансфертному образованию (ТЦО).

Сегодня, в связи с обширными глобализационными процессами и ростом количества международных корпораций, интерес к этому вопросу стал довольно ощутимым, в том числе и в Украине, где трансфертное ценообразование стало особенно актуальным в последние годы. Повлияли на это и нововведения в Налоговом Кодексе.

Трансфертное ценообразование в Украине регулируется статьей №39 НК и обозначается, как система, в рамках которой определяется «справедливая» цена услуг и товаров, стоимость прочих объектов договорных отношений в контролируемых операциях, которые признаются таковыми налоговым законодательством. Часто это могут быть цены, по которым юрлица одной международной корпорации заключают между собой договора.

Содержание:

 

Что такое трансфертное ценообразование?

Для того чтобы дать полное и четкое определение понятию “трансфертное ценообразование”, необходимо сначала установить, что такое “трансфертная цена”.

Итак, трансфертная цена — это стоимость, которая определяется во время хозяйственных операций между связанными лицами (компаниями членами одной группы), а также при операциях с субъектами низконалоговых юрисдикций и компаниями неплательщиками налога на прибыль (корпоративного налога) в стране их регистрации (предприятия организационно-правовой формы с “особым” налоговым статусом). 

Также трансфертное ценообразование (ТЦО) — это деятельность, которая направлена на установление соответствия данной стоимости рыночным условиям.

В последнее время в связи с быстрым развитием экономических процессов и увеличением численности международных корпораций вопрос о ТЦО стал более актуальным. Это касается как международной сферы в общем, так и Украины в отдельности. 

Трансфертное ценообразование в Украине регулируется национальным законодательством и имеет свои особые правила и требования. В частности, статья 39 Налогового кодекса Украины (НКУ) устанавливает определение таких правил. Таким образом, согласно законодательству, трансфертное ценообразование — это определенная система, с помощью которой возможно установить справедливую стоимость товаров и услуг или же стоимость других объектов, которые определяются НКУ как объекты контролируемых операций.

Что такое ТЦО.

Критерии

Налоговый кодекс Украины устанавливает определенные критерии, за которыми можно определить, является ли операция контролируемой в целях ТЦО или нет. Все эти критерии можно сгруппировать по отдельным признакам и выделить 4 основные группы, а именно:

  1. Субъектный состав.
  2. Вид хозяйственной операции.
  3. Объем операции (стоимостные признаки с отдельным контрагентом).
  4. Объем дохода от деятельности компании, который указывается в бухгалтерском учете.

Первый критерий (субъективный состав) подробно описан в подпункте 39.2.1.1 Налогового кодекса Украины. Первым и главным признаком является деятельность, которая осуществляется со связанными лицами. 

Второй  признак первого (субъектного) критерия — это наличие хозяйственных операций, которые осуществляются с нерезидентами с помощью комиссионера или посредника. То есть под этим определением подразумевают операции, направленные на покупку или продажу товаров, работ или услуг с помощью нерезидента комиссионера.

Говоря о третьей группе субъектного состава, необходимо отметить, что существует особый список государств, которые полностью соответствуют требованиям, закрепленным в подпункте 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины. Данный перечень стран был утвержден Постановлением №1045. Однако существует еще один перечень, который закреплен в подпункте 39.2.1.1 Налогового кодекса Украины. Согласно ему определяют контрагентов, которые имеют особенную организационно-правовую форму, указывающую на то, что контрагенты имею права не уплачивать налог на доход или корпоративный налог. В свою очередь, Перечень всех организационно-правовых форм закреплен в Постановлении №480.

Существует также и четвертая группа субъективного состава. Относительно это считается нововведением, так как эти нормы появились 1 января 2018 года. Данная группа подразумевает под собой хозяйственные операции, которые осуществляются между постоянным представительством и материнским предприятием. Кроме того, 1 января 2019 года было добавлено новое уточнение, которое касается данных операций. Таким образом, к данной группе относятся не только хозяйственные операции, но и внутренние хозяйственные расчеты.

Трансфертные цены и методы их определения

Трансфертная цена — это стоимость, которая устанавливается на товары или услуги, производимые внутри транснациональных корпораций, или между зависимыми компаниями, или между подразделениями одного предприятия.

Для проверки соответствия операций между выше названными структурами рыночным условиям уполномоченные органы используют в своей работе определенные методы, а именно:

  1. Метод сравнительных рыночных цен.
    Данный способ считается приоритетным в целях установления соответствия цен, которые применяются в сделках – особенно для “сырьевых” товаров (их перечень установлен Постановлением КМУ №1221 от 09.12.2020 г.).
  2. Метод цены перепродажи.
    Он используется, когда необходимо установить соответствие между ценой сделки приобретения товара и рыночными ценами. В данном случае речь идет об условиях сделок, которые устанавливаются при импорте товара и – ценах его будущей перепродажи без какой-либо переработки такого товара.
  3. Метод “расходы плюс”.
    Предполагает установление соответствия между ценой в сделке реализации товара и рыночными ценами. Одним из главных условий является сопоставление рентабельности расходов одной из сторон сделки экспорта товара.
  4. Метод чистой прибыли.
    Данный способ заключается в том, что во внимание берется рентабельность в условиях контролируемых операций, которая сопоставляется с рентабельностью деятельности сопоставимых компаний (конкурентов), функционирующих в идентичном/смежном рыночном сегменте. В зависимости от вида контролируемых операций, Метод чистой прибыли позволяет использовать различные расчетные показатели: Чистая рентабельность, Чистая рентабельность расходов, Рентабельность операционных расходов, Рентабельность активов,  Рентабельность капитала. 
  5. Метод разделения прибыли.
    В данном случае происходит анализ распределения выгоды по результатам контролируемой операции  между ее сторонами. Способ может быть использован в сделках по давальческой переработке сырья и т.д.

Трансфертные цены.

Принцип вытянутой руки

Что такое принцип “вытянутой руки”? Это определенное правило, которое предполагает, что стоимость сделки между связанными сторонами должна отражать условия, имеющие место в операциях между независимыми компаниями (рыночным условиям).

Если говорить проще, то главная мысль этого принципа — сравнить контролируемые и неконтролируемые операции, опираясь на критерий налоговых выгод, а также проанализировать все преимущества и недостатки, которые они создают.

ТЦО и контролируемые сделки

Определенные операции, которые выполняются между субъектами хозяйствования, контролируются уполномоченными налоговыми органами. Такие операции имеют определение “контролируемые”. К данной категории относятся все операции хозяйственного характера, по итогам которых может происходить либо завышение расходов, либо занижение доходов, а это ведет к занижению прибыли и налога на такую прибыль. Итак, согласно Налоговому кодексу Украины (а именно подпункту 39.2.1.7), операция считается контролируемой, когда соответствует следующим двум критериям:

  1. Общий доход плательщика налога на прибыль за годовой отчетный период больше, чем 150 млн грн.
  2. Размер операции плательщика налога на прибыль с каждым отдельным контрагентом за годовой отчетный период больше, чем 10 млн грн.

В подпункте 39.2.1.4 Налогового кодекса Украины закреплен неисключительный список возможных контролируемых операций. Так, к ним относятся:

  • операции с такой продукцией, как сырье или готовые товары (происходит экспорт или импорт);
  • операции, которые заключаются в предоставлении или приобретении определенных услуг;
  • операции, объектом которых выступают нематериальные активы или объекты интеллектуальной собственности;
  • операции финансового характера (например, лизинг, инвестиции, кредиты и тд.);
  • сделки купли-продажи, объектами которых могут быть корпоративные права, ценные бумаги, инвестиции, материальные и нематериальные активы;
  • операции нерезидента с его постоянным представительством (резидентом Украины);
  • операции передачи резидентом Украины нерезиденту функций, активов, рисков, в результате которых на “нерыночных условиях” уменьшаются доходы (финансовый результат) такого резидента.

Разберем некоторые конкретные примеры контролируемых операций.

Кредит, полученный от нерезидента. В данном случае размер кредита не берется во внимание во время установления стоимостного критерия. Однако процентная ставка (то есть размер процентов) влияет на формирование затрат резидента. Таким образом, данный фактор играет роль во время осуществления обложения налогом на прибыль.

Экспорт продукции нерезиденту, который является связанным с резидентом. Бывают ситуации, когда стоимость на реализованные продукты значительно ниже рыночных цен, соответственно это отражается на доходе резидента (его занижении). Также это учитывается во время налогообложения прибыли — недополучение бюджетом Украины налога на прибыль. 

Кто подпадает под ТЦО?

В первую очередь, когда вы столкнетесь с Документацией по трансфертному ценообразованию, вам необходимо будет определить: при каких условиях нужно ее предоставлять и для каких именно операций с нерезидентами готовить.

Предоставлять Документацию по трансфертному ценообразованию вам потребуется при запросе налоговой службы. ТЦО-документация представляет собой пакет материалов, который формируется по операциям, определенным как “контролируемые”. Порядок определения контролируемых операций мы предоставили выше.

Однако это не все требования для подачи ТЦО-документации. Если ваши операции не являются контролируемыми, но подпадают под определение п. п. 140.5.4-140.5.6 НКУ, вы все равно будете обязаны подать Документацию на запрос налоговой инспекции. Под такое определение подпадают операции импорта, а с 23 мая 2020 года и – экспорта  со следующими контрагентами:

  • Из стран, отнесенных к низконалоговым юрисдикциям. Данный перечень стран был утвержден Постановлением №1045.
  • Из стран, в которых осуществлена регистрация по особой организационно-правовой форме, указывающую на то, что контрагенты имеют права не уплачивать налог на доход или корпоративный налог. Перечень всех организационно-правовых форм закреплен в Постановлении №480.

Если необходимость подачи Документации по трансфертному ценообразованию для вашей компании все же законодательно подтверждена – или по определению “контролируемых” операций, или согласно п. п. 140.5.4 — 140.5.6 НКУ, тогда следует подробно разобраться в нормах Налогового кодекса Украины, которые регулируют данную процедуру. При этом правильным решением будет обратиться за помощью к профессиональным экспертам, которые помогут в подготовке и предоставят соответствующую консультацию.

Методы трансфертного ценообразования

Существуют методы трансфертного ценообразования, с помощью которых необходимо проверить, соответствуют ли контролируемые операции принципу “вытянутой руки”. Такие методы определены в международных нормативных документах (Наставления ОЭСР) и закреплены в украинском законодательстве (Налоговый кодекс Украины).

Важно! Национальное законодательство установило определенную иерархию при выборе метода, соответствующую международным нормам. Что это означает? Использование Методов ТЦО закреплено в строгой приоритетности. Для того, чтобы проверить соответствие принципу “вытянутой руки”, в первую очередь необходимо воспользоваться первым методом (Метод сравнительной неконтролируемой цены). Если же по определенным причинам данный способ невозможно реализовать, тогда применяется второй и так далее.

Итак, данная иерархия выглядит следующим образом:

  1. Метод сравнительной неконтролируемой цены (согласно данному способу, стоимость на товары и услуги определяется, исходя из цен на аналогичные объекты).
  2. Метод цены перепродажи (стоимость основывается на сумме первоначальной цены, надбавки на товары или услуги и расходов, которые потребовались для того, чтобы реализовать объекты).
  3. Метод “затраты плюс” (во внимание берется себестоимость товара или услуги и наценка, которую устанавливают на подобные объекты).
  4. Метод чистого дохода (анализируется рентабельность подобных операций между независимыми предприятиями).
  5. Метод распределения доходов (учитывается фактор, который полагает в разделении выгоды между сторонами сделки).

Читайте подробнее об том, как выбрать метод ТЦО >

Документация по ТЦО

Документация по трансфертному ценообразованию — это определенный пакет материалов, который получают эксперты в результате анализа в сфере международного налогообложения. Данные документы характеризуют деятельность компании, которая связана с контролируемыми операциями, условия контролируемых операций, обстоятельства, в которых такие условия (договоренности) были достигнуты (рыночную конъюнктуру) и т.д. 

Согласно украинскому законодательству, Документация по трансфертному ценообразованию должна быть подана в контролирующие органы по их запросу в установленный срок, с даты получения такого запроса. Все необходимые материалы могут быть подготовлены либо самостоятельно предприятием (формируется группа специалистов в сфере налогообложения, финансов, юриспруденции, маркетинга, ценообразования), либо профессиональными экспертами, чья деятельность связана с международным налогообложением и трансфертным ценообразованием в частности.

Подготовка необходимого пакета документов — это составление бенч-маркинга, анализ и изложение договорных условий, исследование первичной документации и изложение их выводов, оформление материалов на основе информации из международных баз и т.д.

Читайте подробнее о Документации по ТЦО >

Трехуровневая документация по ТЦО

Закон Украины №466 устанавливает необходимость контроля за трансфертным ценообразованием и в отношении прибыли украинских групп компаний, полученной за рубежом. При этом используется  трехуровневая система аналитических и отчетных данных. Указанная система подразумевает под собой подготовку глобальной документации по ТЦО. Что это такое?

В основе глобальной документации по ТЦО предполагается подготовка мастер-файла. Это совокупность отдельных документов, которые оформляются в свободной форме и которые содержат в себе такие данные:

  1. Систему организации МГК (международной группы компаний) и государства, где члены могут свободно выполнять свою деятельность.
  2. Данные о деятельности МГК.
  3. Информацию о нематериальных активах, которые непосредственно участвовали в деятельности МГК.
  4. Информацию о финансовых операциях МГК.
  5. Актуальный экономический отчет МГК.
  6. Данные о существующих односторонних сделках, которые укладывались между членами МГК.

Читайте подробнее о трехуровневой документации по ТЦО >

Пример Документации

Рассмотрим один из реальных кейсов, который был выполнен нашими экспертами.

Клиентом была фармацевтическая корпорация. Она являлась производителем и экспортером лекарственных препаратов для собственных предприятия, которые находились в Европе и Азии.

Перед экспертом была поставлена задача подготовить Документацию с целью подтверждения соответствия принципу “вытянутой руки” в операциях, которые были направлены на экспорт товаров в государства, находящихся в списке “низконалоговых юрисдикций”.

Также были установлены конкретные сроки выполнения работы, а именно с 10 июня 2019 года по 8 августа 2019 года.

Эксперт подготовил необходимую документацию, придерживаясь всех рекомендаций ОЭСР. Для этого был использован комбинированный подход, который основывался на методе сравнительной контролируемой стоимости и методе чистой прибыли . 

Как результат — специалист доказал соответствие условий контролируемых операций принципу “вытянутой руки”.

Отчет о трансфертном ценообразовании

Что такое отчет о трансфертном ценообразовании? В первую очередь, это итоговая информация о контролируемых операциях. И более правильно — согласно действующего законодательства – называть его Отчет о контролируемых операциях. 

Подготовка отчета о контролируемых операциях состоит из:

  • установления всех осуществленных контролируемых операций с нерезидентом;
  • подготовка и оформление самого документа (отчета);
  • предоставление рекомендаций об осуществлении процедуры автоматизации, которая подразумевает систематизацию всей информации, а также ее группировку (применяется при больших массивах однотипной информации).

Итак, кто же должен предоставлять отчет о контролируемых операциях. В первую очередь, те плательщики налога на прибыль, которые в отчетном году осуществляли контролируемые операции и имели общий совокупный доход за год более 150 млн. грн. Что такое контролируемые операции, их критерии и требования мы описали выше.

Отчет о контролируемых операциях должен подаваться в определенный срок за соответствующий отчетный период.

Важно! За неподачу или несвоевременное предоставление отчета украинское законодательство устанавливает штрафные санкции. Кроме того, может быть назначена дополнительная проверка по трансфертному ценообразованию.

Оформление отчета о контролируемых операциях требует специальных знаний и практического опыта в сфере ТЦО. Поэтому, если у вас возникают сомнения относительно качества выполненной работы, обратитесь за помощью к экспертам, которые смогут предоставить вам консультацию и профессионально осуществить подготовку документации.

Отчетность по трансфертному ценообразованию.

Экономическая сущность в сфере ТЦО

Концепция переваливания сущности над формой — это определенный способ к определению конкретных фактов, произошедших в хозяйственных операциях. Во время такого способа бухгалтер, выполняя свою работу и принимая определенные решения, обязан опираться на экономическую сущность (то есть содержание) имеющегося факта, и ни в коем случае не на юридическую форму, если она противоречит экономической сути. Если возникает проблема несоответствия между экономической сущностью и юридической формой, то предпочтение отдается первому фактору. 

Указанный выше принцип “внедрен” и в налоговое законодательство: 1 января 2019 вступил в силу Закон Украины № 2628, согласно которому в Налоговый кодекс были имплементирован принцип переваливания.

Подпункты 39.2.2.4 и 39.2.2.9 — 39.2.2.11 статьи 39 Налогового кодекса Украины были расширены новыми абзацами, в которых закрепили нормы, регулирующие применение концепции переваливания сущности при осуществлении контролируемых операций. Так, было установлено, что любые показатели контролируемой операции, которые осуществляются в целях ТЦО, считаются согласно условий экономической сущности этой операции, а также в соответствии с имеющимися действиями участников операций, условиями и обстоятельствами ее воплощения.

Кроме того, изменения были внесены в НКУ в соответствии с Законом Украины № 466. Так, были усилены нормы, согласно которым установление рисков, которые принимают на себя участники контролируемой операции, должно происходить с учетом следующих требований:

  • объем и содержание важных экономических рисков, которые принимают на себя участники операции, опираясь на условия заключенного договора;
  • установление фактических действий по стороны участников операции, которые происходят во время контроля за важными экономическими рисками, а также установление необходимого соответствия между фактическими действиями участников и требованиями взятия рисков.

Эти нововведения увеличивают возможности контролирующих органов в вопросе фискальной квалификации хозяйственных операций. С помощью тщательного анализа всех рисков, инспекторы налоговой службы в состоянии будут установить необходимую квалификацию, опираясь на экономическую сущность и фактические действия участников. В свою очередь, это может приводить к доначислению обязательств по налогу на прибыль.

экономическая сущность в ТЦО - парето 

Судебная практика в сфере ТЦО

В украинском законодательстве существует норма, согласно которой в случае невозможности аргументировать определенный вопрос по национальному закону, может использоваться  мировая судебная практика. Итак, рассмотрим несколько решений.

В июне 2020 года Верховный суд Дании принял некоторые вопросы, которые связаны с начислением ставки роялти. Ситуация была следующей. Предприятие-резидент Дании, которое было участником МГК, определило ставку роялти таким образом, что это приносило пользу материнской компании в Швейцарии. Однако деятельность датской организации имела убыточные показатели.

Для того, чтобы подтвердить контролируемые операции и установить объективную (рыночную) ставку роялти, налогоплательщик провел сравнительный анализ, применяя сопоставление типичных лицензионных сделок прочих независимых компаний.

В свою очередь, после проведения специальной проверки контролирующим органом было принято решение, что применяемый метод был недостаточно аргументирован осуществлялся  с определенными нарушениями. После этого налоговые инспекторы собственными силами провели анализ отдельных вопросов ТЦО, применяя для этого метод чистой прибыли.

Налогоплательщика не устроили такие выводы, и он обратился в Верховный суд Дании, который постановил:

  • метод, который был применен налогоплательщиком – аргументирован и соответствовал всем требованиям законодательства;
  • Уполномоченные налоговые органы во время проведения проверки применили неточный и необоснованный подход.

Также суд постановил, что уполномоченный орган надлежащим образом не аргументировал, что определенная налогоплательщиком ставка роялти не соответствует принципу “вытянутой руки”. Следовательно, контролирующие органы не имели права изменять метод анализа для подтверждения расходов, связанных с выплатой роялти.

Читайте подробнее о судебной практике в сфере ТЦО >

ТЦО судебная практика.

Изменение в 2022 году

В начале 2021 года был принят Закон Украины, согласно которому были приняты некие изменения в Налоговом кодексе Украине, что, в свою очередь, повлияло на сферу трансфертного ценообразования.

Примечательным было изменение формулировки объекта анализа для приоритетного использования Метода сравнительной неконтролируемой цены. А именно, определение “биржевые товары” изменилось на “сырьевые товары”. Еще одним нововведением является расширение подпункта 39.4.6 статьи 39 Налогового кодекса Украины. Согласно этим изменениям, Документация по трансфертному ценообразованию должна дополнительно содержать следующие данные:

  • о физических лицах, которые выступают как бенефициары плательщика налогов;
  • цепочку поставки с раскрытием формирования стоимости в условиях  контролируемых операциях;
  • информацию о деловой цели контролируемых операций; 
  • если налогоплательщик является членом международной группы компаний, тогда также необходимо подавать копии документов, в которых регулируются вопросы о ценообразовании и в целом указывать в документации данные, раскрывающие структуру такой группы, направления функционирования ее участников, идентификацию главного офиса группы ;
  • копии аудиторских заключений, если ваша компания подпадала под обязательный аудит подтверждения финансовой отчетности за соответствующий отчетный период.

Также в подпункте 39.4.7 статьи 39 НКУ указано, кто же обязан подавать глобальную документацию по вопросам трансфертного ценообразования. Согласно данной норме, обязанность возлагается на плательщика налогов, который является одним из членов международной группы компаний. При этом существует одно требование, которое заключается в том, что общий доход МГК должен приравнивать или быть больше, чем 50 млн евро.

Читайте подробнее о изменениях в 2022 году >

Штрафы ТЦО в 2023 году

Законодательные изменения, которые были внесены в Налоговый кодекс Украины в начале 2021 году, существенно не изменили действующую ранее систему штрафов в сфере трансфертного ценообразования. Таким образом, сегодня могут быть выписаны штрафы за следующие действия (или бездействия) в сфере ТЦО:

  • неподача отчета о контролируемых операциях;
  • не осуществление декларирования контролируемых операций;
  • подача отчета о контролируемых операциях не в срок;
  • осуществление декларирования контролируемых операций после установленного срока;
  • неподача документации по трансфертному ценообразованию;
  • подача документации по трансфертному ценообразованию не в срок;
  • неподача отчета или документации по вопросам трансфертного ценообразования после завершения периода оплаты штрафов так называемой “первой группы”;
  • нарушение правил и требований, которые закреплены в принципе “вытянутой руки”.

Читайте подробнее о штрафах ТЦО в 2023 году >

Штрафы ТЦО 2021.

Список стран для трансфертного ценообразования 2023

Список государств, операции с резидентами которых являются основанием для налогового контроля в сфере  трансфертного ценообразования в Украине, указан в специальном Перечне Кабинета Министров Украины. Данный перечень стран был утвержден Постановлением №1045

Правила по контролю за ТЦО во время военного положения

Введены новые правила относительно выполнений налоговых денежных обязательств, а именно:

  • В случае, когда нет возможности в установленные сроки реализовать налоговую обязанность, ответственность не будет возникать при условии, что обязанность будет выполнена в течение 6 месяцев с момента окончания военного положения.
  • В случае, когда есть возможность в установленный срок реализовать налоговую обязанность, срок выполнения которой истек в промежутке с 24 февраля по 26 мая этого года, тогда ответственность не наступает. При этом необходимо зарегистрировать все налоговые накладные и расчеты до 15 июля, подать отчетность – до 20 июля, а уплатить налоги – до 31 июля 2022 года.
  • В случае, когда не было возможности своевременно реализовать налоговые обязательства, срок выполнения которых установлен после 24 февраля, а затем такая возможность появилась, тогда ответственность не будет наступать при условии осуществления всех обязательств в течение 60 дней с первого дня месяца, что идет следующим за месяцем, когда такая возможность восстановилась.

Важно! Возможность или невозможность реализации налоговых обязательств будет устанавливаться по специальной процедуре, утвержденной Министерством финансов Украины.

Также принято решение, что налоговые проверки со стороны контролирующих органов не будут начинаться. Если такая проверка началась до введения активных боевых действий на территории Украины и не была закончена, то она останавливается.

Обращаем ваше внимание на то, что сейчас при оформлении отчетности по ТЦО существует одна особенность — после окончания военного положения налогоплательщики, добровольно перешедшие в систему налогообложения по ставке в 2%, освобождаются от такой возможности и автоматически возвращаются в систему налогообложения, по которой платили налоги до перехода.

Читайте подробнее о новых изменениях относительно контроля за ТЦО во время военного положения.

Проблемы в ТЦО

Ожидается, что в ближайшем будущем налоговые службы усилят контроль за трансфертным ценообразованием. Но риски в данной области для вашей компании о вполне возможно предотвратить. Достаточно знать признаки данных рисков в целях налогообложения. Чтобы налоговики реже интересовались бизнес-деятельностью, при заполнении отчетности постарайтесь не совершать такие ошибки:

  1. Подавать в срок Отчет о контролируемых операциях – готовить его правильно, без последующей подачи уточнений к данному Отчету: подача уточнений повышает “категорию” рисковости ТЦО-отчетности вашей компании при анализе налоговой службой;
  2. Финансовая отчетность, Декларация по налогу на прибыль вашей компании не должна быть убыточной. “Убыточные” налогоплательщики – отдельная “категория” ТЦО-рисков, определяемая налоговым инспектором;
  3. Для “сырьевых” товаров должен применяться Метод сравнительной неконтролируемой цены – в Отчете о контролируемых операциях указывается код метода “301”;
  4. Рентабельность операций, указанная в Отчете о контролируемых операциях в случае применения методов ТЦО по анализу прибыльности (Метод цены перепродажи, Метод “расходы плюс”, Метод чистой прибыли, Метод распределения прибыли) не должна быть ниже рыночной и т.д.

Какие существуют риски в ТЦО?

Остерегайтесь ситуации, когда вы ежегодно вносите деньги за внутригрупповые услуги, но не подтверждаете их.

В 2019 году в правила ТЦО добавили пункт, описывающий принцип превалирования сущности над формой. Это означает, что в ходе проверки ТЦО контролирующие службы имеют право проигнорировать текст договора и полагаться на свое восприятие сути операции, которая подразумевает предоставление внутригрупповых услуг.

Если соглашение состоит из 4–5 страниц, а документальные доказательства того, что услуга получена, отсутствуют, налоговики предполагают, что это фиктивные услуги или такие, что не могут быть оценены в стоимость, указанную в договоре. А значит, расходы на их приобретение должны быть существенно снижены или – вообще приравниваться к нулю. 

Интересно, что подобное изменение в законе — рекомендация плана BEPS, находящая отражение ранее и в Наставлениях ОЭСР.

Трансфертное ценообразование и убытки

Насторожить сотрудников налоговой службы может убыточная деятельность налогоплательщика по итогам последних нескольких лет.

Проблемы с бизнес-деятельностью начинаются с убытков, которые предприниматель никак не может преодолеть. На важность данного показателя указывают и положения НК Украины. В соответствии с правилами ТЦО, проводя экономический анализ, не разрешается сопоставлять финансовые показатели предприятия-конкурента и вашей компании, если в финансовой отчетности такого предприятия заявлены убытки более чем за 2 года (из 3-ех анализируемых). Такие убытки называют системными. Это может означать, что:

  • компания осуществляет закупки товара или комплектующих по завышенной цене;
  • или реализует свою продукцию дешево.

то есть в целом осуществляет деятельность не соответствующую рыночным условиям и закономерным бизнес-целям (получению прибыли)

Проверки трансфертного ценообразования

Проверка трансфертного ценообразования подразумевает под собой проверку условий контролируемых операций. Данная процедура выполняется уполномоченными налоговыми органами, а также имеет свой определенный порядок, особенности и требования.

Согласно украинскому законодательству, а именно подпункту 39.5.2 Налогового кодекса Украины, существует три основания для осуществления проверки, осуществляемых по определенной процедуре, а именно:

  1. Согласно подпункту 39.5.1.2 Налогового кодекса Украины — отправление соответствующего письма налогоплательщику контролирующим органом. Подобное письмо может быть отправлено, когда уполномоченные органы выявили наличие осуществленных контролируемых операций, относительно которых налогоплательщик не подал соответствующий отчет.
  2. Осуществление мониторинга, и по его результатам установление несоответствия (ошибок или нарушений) контролируемых операций принципу “вытянутой руки”. Тщательно проверяйте свою документацию и следите за тем, чтобы контролируемые операции соответствовали всем законодательным требованиям и критериям.
  3. Неподача или подача с нарушениями отчетов о контролируемых операциях или Документации по вопросам трансфертного ценообразования. Согласно законодательству, налогоплательщик обязан вовремя подавать соответствующие отчеты. За такое нарушение выписывают не только штрафные санкции, но и могут начать осуществление дополнительных проверок (комплексная налоговая проверка, проверка нарушений в сфере ВЭД и т. д.).

Рекомендации ОЭСР по трансфертному ценообразованию

ОЭСР — это Организация экономического сотрудничества и развития. В свою очередь, одним из направлений их деятельности является регулирование вопросов трансфертного ценообразования.

Так, 11 февраля 2020 года данная организация опубликовала измененные рекомендации, которые касались вопросов трансфертного ценообразования во время финансовых сделок. Данный документ был разработан с целью объяснения особенностей некоторых принципов и правил, а также для того, чтобы бороться с размыванием налоговой базы в новых сферах бизнеса (ИТ-индустрия, интернет-маркетинг и т.д.).

В целом Рекомендации ОЭСР состоят из 5 частей, которые систематизированы по отдельным вопросам. Таким образом, структура документа имеет следующий вид:

  1. Установление связи с рекомендациями, которые находятся в части D.1 Руководства ОЭСР по вопросам трансфертного ценообразования (их еще называют принципами верного определения сделок).
  2. Функции казначейства, которые содержать в себе определенные сделки (например, хеджирование, кэш-пулинг).
  3. Гарантии.
  4. Страхование кэптивного характера.
  5. Нормы доходы, которые являются безрисковыми и скорректированными на риски.

Также необходимо отметить, что определенные разделы Рекомендаций содержат в себе принципы, которых необходимо придерживаться для того, чтобы осуществить успешную идентификацию финансовых сделок в целях трансфертного ценообразования.

Выводы экспертов

Если предприятие импортирует или экспортирует продукцию “сырьевого” типа в следках, где фигурируют связанные лица, низконалоговые юрисдикции, нерезиденты-комиссионеры, контрагенты из “списка организационно-правовых форм” – могут возникнуть вопросы о соответствии условий таких операций принципу “вытянутой руки”. 

Список источников информации (ранее – “список товарных бирж”) утверждает Кабмин, как рекомендованный, но не всегда понятный налогоплательщику с позиции принципов их применения для ТЦО-целей. Также, если компания не использует методику сравнения цен, учитывая биржевые котировки, в правилах ТЦО указано требование до 1 мая следующего года предоставить следующие данные налоговикам: сведения о лицах, которые покупали или продавали налогоплательщику «биржевую» продукцию; значения рентабельности этих участников.

Передавать информацию необходимо до указанного срока, не стоит ждать запроса налоговиков. В противном случае сотрудники налоговой службы на свое усмотрение зафиксируют цену, применив метод сравнительной стоимости по своим источникам информации. Не предотвращает ТЦО-риски и факт, когда предприятие дает прибыль, но не отслеживает рентабельность в соответствии с отдельными контролируемыми операциями.

Правила ТЦО определяют расчет рентабельности для отдельных контролируемых операций. То есть даже высокая прибыль не является гарантией исключения убыточности отдельных сделок. Бизнес, который чаще сталкивается с таким явлением — сельское хозяйство, IT, туризм, исследование рынка и/или операции, которые не относятся к основному бизнесу компании.

Налогоплательщик, имеющий годовой оборот общего дохода более 150 млн. грн. в год и операции с отдельным нерезидентом в общей годовой сумме более 10 млн. грн. должен применять систему мониторинга актуальности вопросов по трансфертному ценообразованию. . Если этого не сделать, последуют штрафы, уплата которых по нормам НКУ не избавляет от обязательств подготовки ТЦО-Документации.

Закажите бесплатный анализ
Вашей Документации по ТЦО