Опубликовано: 08.04.2017

Обновлено: 22.09.2021

Согласно украинскому законодательству контролируемые операции имеют большое значение в вопросе налогового контроля. С целью уменьшения случаев избежания уплаты налогов, правительство устанавливает новые правила и требования.

Каждый налогоплательщик, проводимый контролируемую операцию, сталкивался с необходимостью предоставления отчетных документов. Таким образом, налоговые органы ведут свой контроль за процедурой налогообложения.

Итак, в этой статье мы раскроем понятие «контролируемые операции», расскажем обо всех особенностях и порядке подачи соответствующей документации.

Содержание:

 

Что такое контролируемые операции?

Контролируемые операции — это определенные операции, которые выполняются между субъектами хозяйствования, контролируются уполномоченными налоговыми органами. К данной категории относятся все операции хозяйственного характера, по итогам которых может происходить либо завышения расходов, либо занижение доходов, а это, в свою очередь, ведет к занижению прибыли и налога на такую прибыль. 

В подпункте 39.2.1.4 Налогового кодекса Украины закреплен конкретный список возможных контролируемых операций в 2021 году. Так, к ним относятся:

Контролируемые операции определение.

  • операции с такой продукцией, как сырье или готовые товары (происходит экспорт или импорт);
  • операции, которые заключаются в предоставлении или приобретении определенных услуг;
  • операции, объектом которых выступают нематериальные активы или объекты интеллектуальной собственности;
  • операции финансового характера (например, лизинг, инвестиции, кредиты и тд.);
  • сделки купли-продажи, объектами которых могут быть корпоративные права, ценные бумаги, инвестиции, материальные и нематериальные активы;
  • операции нерезидента с его постоянным представительством (резидентом Украины);
  • операции передачи резидентом Украины нерезиденту функций, активов, рисков, в результате которых на “нерыночных условиях” уменьшаются доходы (финансовый результат) такого резидента.

Критерии

Один из актуальных вопросов — какие критерии контролируемых операций установлены в 2021 году? Налоговый кодекс Украины выделяет определенные критерии, за которыми можно определить, является ли сделка контролируемой или же нет. Итак, согласно подпункту 39.2.1.7, операция считается контролируемой, когда соответствует следующим двум критериям:

  1. Общий доход плательщика налога на прибыль за годовой отчетный период больше, чем 150 млн грн;
  2. Размер операции плательщика налога на прибыль с каждым отдельным контрагентом за годовой отчетный период больше, чем 10 млн грн.

И такая контролируемая операция соответствует одному из признаков:

  1. Субъектный состав (сюда относят всех субъектов, с которыми заключается контролируемая операция, при этом учитываются все исключения и правила Налогового кодекса Украины);
  2. Вид хозяйственной операции (здесь, в первую очередь, определяют, с чем связана контролируемая операция);
  3. Объем операции (стоимостные показатели, то есть размер сделки, с отдельным контрагентом);
  4. Объем дохода от деятельности компании, который непосредственно указывается в бухгалтерском учете.

 

ТЦУ-Метод

Показник

Формула

Ціни перепродажу

Валова рентабельність

Валовий прибуток/ Чистий дохід

Витрати плюс

Валова рентабельність собівартості

Валовий прибуток / Собівартість реалізації

Чистого прибутку

Чиста рентабельність

Операційний прибуток / Виручка від реалізації

Чиста рентабельність витрат

Операційний прибуток / (Собівартість + операційні витрати)

Рентабельність операційних витрат

Валовий прибуток / Операційні витрати

Рентабельність активів

Операційний прибуток / Активи

Рентабельність капіталу

Операційний прибуток / Капітал

Контролируемые операции в Украине

Контролируемые операции вызывают особый интерес не только у международных организаций, но и у украинских налоговых органов. В нашей стране особое внимание обращают на законность проведения подобных процедур, ведь такие нарушения могут принести достаточно весомые убытки.

В Украине трансфертное ценообразование (и контролируемые операции в отдельности) регулируются таким законодательным актом, как Налоговый кодекс Украины. В связи с сегодняшним ростом глобализации и увеличением международных корпораций интерес к вопросу о ТЦО стал только больше, а контролирующие органы соответственно усилили свою работу. Таким образом, Налоговый кодекс был пересмотрен и обновлен новыми пунктами.

Контролируемые операции в 2021 году в Украине.

Изменения в 2021 году

Законодательные изменения в контролируемых операциях дают о себе знать. Поэтому налогоплательщикам приходится подстраиваться под новые требования налоговых органов.

Так, в налоговое законодательство Украины Законом №466 внесены изменения по представлению отчетности о контролируемых операции. В частности, налогоплательщики, кроме отчета о контролируемых операции обязаны до 1 октября года, следующего за отчетным подавать уведомление об участии в международной группе компаний. Данное сообщение подается центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, средствами электронной связи в электронной форме.

Также изменения законопроекта №1210 вводят трехуровневую структуру документации по трансфертному ценообразованию. Документация подается в течение 90 календарных дней со дня получения запроса, но не ранее 12 и не позднее 36 месяцев с даты окончания финансового года, установленного международной группой компаний, к которой относится такой налогоплательщик, а в случае отсутствия сведений об установленном международной группой компаний финансовый год — не ранее 12 месяцев и не позднее 36 месяцев после окончания отчетного года.

Запрос контролирующего органа к налогоплательщикам о предоставлении глобальной документации по трансфертному ценообразованию впервые будут применяться в отношении финансового года, который закончится в 2021 году.

Еще один документ — отчет в разрезе стран международной группы компаний (country-by-country reporting). Он подается, когда совокупный консолидированный доход международной группы компаний, в которую входит налогоплательщик, превышает эквивалент 750 млн. Евро и при наличии одного из обстоятельств:

  • налогоплательщик является материнской компанией Группы;
  • налогоплательщик уполномоченный материнской компанией на представление отчета в разрезе стран Группы;
  • материнская компании не подает отчет тает уполномочивает другого участника Группы на представление;
  • между Украиной и иностранной юрисдикцией расположения материнской компании подписан договор об обмене налоговой информацией, но не вступил в силу порядок обмена отчетами.

Отчет в разрезе стран международной группы компаний состоит за финансовый год и должен содержать информацию в разрезе каждой юрисдикции, в которой пользователь международной группы компаний или в которой международная группа компаний осуществляет свою деятельность.

Отчет о контролируемых операцияхПорядок составления отчета о контролируемых операциях.

Отчет по контролируемым операциям должны подавать все плательщики налогов, прибыль которых за год от любой деятельности составила более 150 000 000 грн и количество хозяйственных операций с любыми контрагентами-нерезидентами, прописанными в ст. 39 НКУ — более 10 000 000 грн. Также это касается постоянных представительств нерезидентов, количество операций которых в прошедшем году было более 10 000 000 грн.

Форма отчета, собственно, как и порядок его становления, утверждается приказом Министерства Финансов Украины № 8. Данный отчет должен быть предоставлен только в электронной форме при помощи средств электронной связи в соответствии с Законом об электронном документообороте и электронной цифровой подписи.

Читайте подробнее об том как правильно подать отчет о контролируемых операциях >

Рентабельность контролируемых операций

Во многих случаях возникает необходимость в расчете рентабельности контролируемой операции. Для этого налогоплательщики используют экономические расчеты расходов и доходов.

Во время определения рентабельности большую роль играют такие обстоятельства:

  • Направление, которым занимается субъект контролируемой операции;
  • Разделение функций и рисков, которые имеют отношение к активам;
  • Экономическая потребность в использованном факторе.

Кроме того, могут возникнуть некие сложности в вычислении рентабельности. Это может быть тогда, когда компания:

  1. Имеет несколько направлений в своей деятельности;
  2. Выступает в роли дистрибьютора;
  3. Выступает в роли производителя;
  4. Является провайдером;
  5. Является лицензиатом.

Практика проверок показала, что бизнесменам стоит самостоятельно ознакомиться с методологией ДПС, проводить анализ записок-разъяснений, ответы, получаемые от налоговиков, судебную практику. Недопустимо обходить стороной и разделение доходов и расходов.

Налоговые проверки контролируемых операций

Налоговые проверки контролируемых операций кардинально отличаются от других документальных проверок. Основания назначения и проведения таких проверок регулируются требованиями ст. 39 Налогового кодекса Украины и Порядка проведения проверок налогоплательщиков по вопросам соблюдения налогоплательщиками принципа «вытянутой руки», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 10.03.2016 г.. №344 (далее — Порядок №344).

Общие основания проведения проверок контролируемых операций

В соответствии с п. 4 раздела I Порядка №344 проверки контролируемых операций проводятся в форме документальных внеплановых проверок. Решение о проведении проверки контролируемых операций может быть принято не ранее 1 октября года, следующего за отчетным годом, в котором была осуществлена контролируемые операции и только при условии осуществления комплексного анализа таких операций и финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Підстави проведення перевірок контрольованих операцій.

Следует заметить, что контролирующий орган не вправе проводить более одной проверки контролируемых операций одного налогоплательщика в течение календарного года.

Согласно требованиям п. 102.1 ст. 102 Налогового кодекса Украины, контролирующий орган имеет право провести проверку контролируемых операций и самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика не позднее окончания 2555 дня, следующего за последним днем предельного срока представления декларации. То есть, контролируемые операции могут быть проверены в течение 7 лет с даты их проведения.

В соответствии со ст. 39 Налогового кодекса Украины и Порядка №344 — продолжительность проведения проверки контролируемых операций не может превышать 18 месяцев. Однако в случае, если контролирующим орган ожидает информацию от компетентного органа иностранных государств, перевод документов, необходимых для осуществления качественного исследования или результаты проведенной экспертизы, срок проведения могу быть продлен по решению ГНС Украины на 12 месяцев. 

Каждые шесть месяцев проведения проверки контролируемых операций, контролирующий орган, который проводит данную проверки должен предоставлять налогоплательщику информацию о текущем состоянии проверки.

Перечень стран для контролируемых операций

Вопрос о странах, операции с которыми относятся к контролируемым, всегда был одним из самых популярных в трансфертном ценообразовании.

И так, список стран для трансфертного ценообразования 2021 года включает в себя 65 стран (территорий).  Этот перечень был утвержден Кабинетом Министров Украины, согласно Постановления №1045 от 27.12.2017 г. с изменениями и дополнениями. Он включает в себя все страны, где ставка корпоративного налога на 5 или больше процентных пунктов ниже, чем в Украине.

Предлагаем рассмотреть перечень стран для контролируемых операций в 2021 году более подробно. Мы выстроили страны в алфавитном порядке. Для того, чтобы ознакомиться с этим перечнем более подробно читайте полную статью в нашем блоге

Для определения отношения нерезидента к стране (территории) по вышеуказанному списку следует принимать во внимание налоговые сертификаты, выданные фискальным органом страны резидентности иностранного контрагента по нашим операциям.

Контрольовані операції з нерезидентами.

Контролируемые иностранные компании

В качестве контролируемой иностранной компании рассматривается:

  • любое юрлицо или иностранная организация без такого статуса, включая трасты, партнерства, фонды и др., которое зарегистрировано за пределами страны и контролируется физлицом или юридическим лицом — резидентами Украины.

Контролирующим может быть признано лицо:

  • осуществляющее фактический контроль над КИК, даже если юридически не является ее собственником;
  • имеющее право на требование получать доход (в том числе бенефициар), в случае ликвидации КИК — получить имущество, а также беспрепятственно фактически контролировать иностранное образование (например, траст), при этом не имея статуса юридического лица;
  • которому принадлежит доля в иностранной компании, составляющая более 50%;
  • владеющее долей более 10%, тогда как прочим резидентам Украины в иностранной компании всего принадлежит 50 и более процентов.

Закон о контролируемых иностранных компаниях
также определяет в качестве контролирующих лиц:Закон о КИК.

  • бенефициарных владельцев в определении Закона о предотвращении легализации доходов;
  • владельцев доли имущества учреждения, фонда, иного образования, не имеющего статуса юрлица, к активам которого относится указанная доля, а также учредителей трастов (исключение — дискреционные безотзывные трасты), участников партнерства.
  • вместе с тем лицо не имеет статуса контролирующего, если лишено права на:
  • получение прибыли;
  • принятие решения о распределении прибыли;
  • получение активов — прямо или опосредованно.

Если в отчетном периоде были осуществлены контролируемые сделки с иностранными компаниями, то налоговый орган может запросить следующую документацию:

  1. Уведомления налоговой инстанции об основании, начале осуществления фактического контроля, получении доли, отчуждении доли в контролируемой иностранной компании — в срок 60 дней со дня наступления такого события.
  2. Отчет о контролируемых иностранных компаниях – должен быть представлен одновременно с декларацией об имуществе и доходах / налоговой декларацией по налогу на прибыль.

Читайте подробнее об контролируемых иностранных компаниях >

Контролируемые сделки

Контролируемые сделки в Украине выполняются между субъектами хозяйствования, которые, в свою очередь контролируются налоговыми органами. К таким сделкам относят все операции, которые могут привести к завышению расходов или занижению доходов, а это имеет прямое отношение к процедуре налогообложения. 

В подпункте 39.2.1.4 Налогового кодекса Украины закреплен неисключительный список возможных контролируемых сделок. Так, к ним относятся:

  • сделки с такой продукцией, как сырье или готовые товары (происходит экспорт или импорт);
  • сделки, которые заключаются в предоставлении или приобретении определенных услуг;
  • сделки, объектом которых выступают нематериальные активы или объекты интеллектуальной собственности;
  • сделки финансового характера (например, лизинг, инвестиции, кредиты и тд.);
  • сделки купли-продажи, объектами которых могут быть корпоративные права, ценные бумаги, инвестиции, материальные и нематериальные активы;
  • сделки нерезидента с его постоянным представительством (резидентом Украины);
  • сделки передачи резидентом Украины нерезиденту функций, активов, рисков, в результате которых на “нерыночных условиях” уменьшаются доходы (финансовый результат) такого резидента.

Критерии

В трансфертном ценообразовании имеет значений такой фактор, как критерии контролируемой сделки. Относительно контролируемых сделок, как и других любых понятий, установлены специальные характеристики (критерии), только при наличии которых сделка будет считаться контролируемой.

Критерии контролируемых сделок в 2021 году закреплены в украинском законодательстве, а именно в подпункте 39.2.1.7 Налогового кодекса Украины. Таким образом, выделяют две основные характеристики:

  1. Общий доход плательщика налога на прибыль за годовой отчетный период больше, чем 150 млн грн.
  2. Размер операции плательщика налога на прибыль с каждым отдельным контрагентом за годовой отчетный период больше, чем 10 млн грн.

Критерії контрольованих угод.

Если же сделка не будет соответствовать данным критериям, тогда она не будет считаться контролируемой.

Контролируемые сделки с нерезидентами

Также стоит обратить внимание и на контролируемые сделки с нерезидентами. Для того, чтобы детально разобрать этот вопрос, приведем некоторые реальные примеры таких сделок.

Первый пример — кредит, полученный от нерезидента. В данном случае размер кредита не берется к вниманию во время установления стоимостного критерия. Однако процентная ставка (то есть размер процентов) влияет на формирование затрат резидента. Таким образом, данный фактор играет роль во время осуществления обложения налогом на прибыль.

Второй пример — это экспорт продукции нерезиденту, который является связанным с резидентом. Бывают ситуации, когда стоимость на реализованные продукты значительно ниже рыночных цен, соответственно это отражается на доходе резидента (его занижении). В свою очередь, это учитывается во время налогообложения прибыли — недополучение бюджетом Украины налога на прибыль.

Отчет в налоговую по контролируемым сделкам

Налог на контролируемые сделки.

Отчетность по контролируемым сделкам — это составляющая документации по трансфертному ценообразованию. Эти документы характеризуют деятельность компании, которая связана с контролируемыми операциями, условия контролируемых операций, обстоятельства, в которых таких условия (договоренности) были достигнуты (рыночную конъюнктуру) и т.д.

Отчет о контролируемых сделках в 2021 году, а точнее его подготовка включает в себя:

  • Инвентаризация операций с нерезидентами – определение контролируемых сделок.
  • Подготовка Отчета о контролируемых сделках.
  • Рекомендации об автоматизации сбора данных, их группировке для составления Отчета о контролируемых сделках.

Ниже мы привели пример подготовки Документации по ТЦО на основе одного из наших реальных кейсов.

Клиентом была фармацевтическая корпорация. Она являлась производителем и экспортером лекарственных препаратов для собственных предприятия, которые находились в Европе и Азии.

Перед экспертом была поставлена задача подготовить документацию с целью подтверждения соответствия принципу “вытянутой руки” в операциях, которые были направлены на экспорт товаров в государства, находящихся в списке “низконалоговых юрисдикций”.

Также были установлены конкретные сроки выполнения работы, а именно с 10 июня 2019 года по 8 августа 2019 года.

В свою очередь, эксперт подготовил всю необходимую документацию, придерживаясь всех рекомендаций ОЭСР. Для этого был использован комбинированный подход, который основывался на методе сравнительной контролируемой стоимости и методе чистой прибыли. 

Как результат специалист доказал соответствие условий контролируемых операций принципу “вытянутой руки”.

Сроки сдачи отчетности

Важно помнить о сроках подачи отчетности. Ведь неподача документов или несвоевременное предоставление несут за собой наказание, установленное украинским законодательством.

Итак, налогоплательщики, кроме Отчета о контролируемых операции обязаны до 1 октября года, следующего за отчетным подавать уведомление об участии в международной группе компаний.

Кроме того, подается еще и Документация по ТЦО в течение 30 календарных дней со дня получения запроса, а Глобальная Документация по ТЦО — на протяжении 90 календарных дней, но не ранее 12 и не позднее 36 месяцев с даты окончания финансового года, установленного международной группой компаний, к которой относится такой налогоплательщик, а в случае отсутствия сведений об установленном международной группой компаний финансовый год — не ранее 12 месяцев и не позднее 36 месяцев после окончания отчетного года.

В свою очередь, запрос контролирующего органа к налогоплательщикам о предоставлении глобальной документации по трансфертному ценообразованию впервые будут применяться в отношении финансового года, который закончится в 2021 году.

Закажите бесплатный анализ
Вашей Документации по ТЦО