Опубликовано: 13.10.2020

Обновлено: 13.10.2020

Прежде всего, концепция переваливания сущности над формой — это определенный способ к определению конкретных фактов, произошедших в хозяйственных операциях. Во время такого способа бухгалтер, выполняя свою работу и принимая определенные решения, обязан опираться на экономическую сущность (то есть содержание) имеющегося факта, и ни в коем случае не на юридический вид. Если возникает проблема несоответствия между экономической сущностью и юридической формой, то предпочтение отдается первому фактору. 

Концепция переваливания сущности над формой в Налоговом кодексе Украины

Указанный выше принцип появился в украинском законодательстве относительно недавно. Так, 1 января 2019 вступил в силу Закон Украины № 2628, согласно которому в Налоговый кодекс были имплементирован принцип переваливания.

Рассмотрим, какие же именно изменения были внесены в НКУ.

Подпункты 39.2.2.4 и 39.2.2.9 — 39.2.2.11 статьи 39 Налогового кодекса Украины были расширены новыми абзацами, в которых закрепили нормы, регулирующие применение концепции переваливания при осуществлении ТЦО. Так, было установлено, что любые показатели контролируемой операции, которые осуществляются в целях ТЦО, считаются согласно экономической сущности этой операции, а также в соответствии с имеющимися действиями участников операций, условиями и обстоятельствами ее воплощения.

Зачем было внедрять эти изменения?

Во-первых, имплементирование международного законодательства позволяет нам усилить борьбу с различными принципами предотвращения установленных налоговых обязательств, а также улучшить налоговое законодательство и налоговую систему в целом. Во-вторых, концепция переваливания сможет помочь налоговым органам уничтожить имеющиеся методы агрессивного налогового планирования, которое заключается в том, что юридическая форма полностью противоречит экономической сущности.

Кроме того, изменения были внесены в НКУ в соответствии с Законом Украины № 466. Так, были усилены нормы, согласно которым установление рисков, которые принимают на себя участники контролируемой операции, должно происходить с учетом следующих требований:

  • объем и содержание важных экономических рисков, которые принимают на себя участники операции, опираясь на условия заключенного договора;
  • установление фактических действий по стороны участников операции, которые происходят во время контроля за важными экономическими рисками, а также установление необходимого соответствия между фактическими действиями участников и требованиями взятия рисков.

Эти нововведения увеличивают возможности и права контролирующих органов в вопросе квалификации хозяйственных операций. С помощью тщательного анализа всех рисков, органы в состоянии будут установить необходимую квалификацию, опираясь на экономическую сущность и фактические действия участников. В свою очередь, налогоплательщики смогут полностью понять систему оценки контролирующими органами уже осуществленных контролируемых операций.

Было полезно? Узнайте больше! Например о том, как не допустить ошибок при составлении отчетности контролируемых операций.

Закажите бесплатный анализ
Вашей Документации по ТЦО