Опубликовано: 15.03.2021

Обновлено: 15.03.2021

Проверка трансфертного ценообразования — это одно из главных направлений налоговых органов. Этому вопросу достаточно много внимания уделяют как контролирующие органы, так и непосредственно сами налогоплательщики. Поэтому в этой статье мы более подробно поговорим о том, что такое проверка ТЦО, когда она появилась и в чем заключается.

С чего все началось?

В 2014 году все предприятия обязали подавать ежегодную отчетность по трансфертному ценообразованию. С того времени все основные принципы остались неизменными, менялись лишь технические детали и условия подачи и введения. 

Например, в 2019 году были изменены условия для определения хозяйственной операции. Это было связано с тем, что появились новые хитрости в бизнесе, благодаря которым операции ТЦО легко можно было сделать контролируемыми. 

Что дает проверка ТЦО?

В первую очередь, благодаря подаваемой отчетности контролирующие органы могут с легкостью проанализировать, как определенная сделка влияет на общий финансовый результат как украинского предприятия, так и иностранной группы компаний.

Кроме того, подробный анализ контролируемых операций может предотвратить незаконное отмывание денег и предоставить подробную информацию о деятельности конкретного предприятия.

Основания для проверки ТЦО

Нормы, которые регулируют проверки трансфертного ценообразования, закреплены в подпункте 39.5.2 Налогового кодекса Украины. Одной из частью этой нормы являются основания для проведения проверок. Итак, это:

  1. Получение уведомительного листа от контролирующего налогового органа. Такие уведомления отправляются, когда налогоплательщик совершает контролируемые операции. В таком случае обязательным условием является предоставление соответствующего отчета. 
  2. В результате осуществления мониторинга налоговый орган выявил в контролируемой операции несоответствие принципу вытянутой руки. 
  3. Налогоплательщик вовремя не предоставил отчет о контролируемых операциях или допустил в нем ошибки.

Особенности проверок ТЦО

На первый взгляд ТЦО-проверка выглядит так же, как и стандартная внеплановая проверка документов. Для того, чтобы контролирующие органы могли осуществить проверку необходимо наличие специального приказа, а также должно быть отправлено соответствующее уведомление. По завершению специалисты составляют акт. Требования к оформлению данного документа закреплены приказом Министерства финансов от 21 октября 2015 года №912.

Кроме того, проверки по ТЦО имеют и свои отличительные особенности. Например, срок проведения проверки может достигать 18 месяцев, а также этот период может быть продлен еще на 12 месяцев по решению контролирующих органов.

Еще одно отличие также связано со сроками. Если обычные операции могут подлежать проверке в течение 1095 дней с момента их заключения, то для контролируемых операций такой срок составляет 2555 дней. Приведем пример. Так, 1 января 2021 года осуществилась контролируемая операция, значит отчет относительно нее необходимо подать до 1 мая 2022 года. В свою очередь, контролирующие органы имеют право проверять данную операцию включительно до 1 мая 2029 года. 

Также необходимо знать, что налогоплательщик всегда может обжаловать решение проверки-ТЦО. В случае, когда плательщик налогов не согласен с выводами акта о проверке, он может в течение 30 дней с момента получения копии акта подать возражение и оспорить решение контролирующего органа. Кроме того, данный срок также является отличительным, ведь для обычных операций он составляет лишь 5 дней.

Было интересно? Узнайте больше! Например о том, какие существуют методы ТЦО и каковы их особенности.

Закажите бесплатный анализ
Вашей Документации по ТЦО