Опубликовано: 28.05.2021

Обновлено: 31.05.2021

Недавно консалтинговая компания «Парето» провела очередной вебинар на тему «Подтверждение условий Контролируемых операций — Методы и Источники данных в ТЦО». В этот раз спикерами были Игорь Сухолит, руководитель практики ТЦО-группы компаний «Парето», и Ирина Фещенко, ведущий аудитор.

Таким образом, во время вебинара было отмечено следующее.

Перечень ТЦО-методов предусмотрен пунктом 39.3.1 Налогового кодекса. Это 5 методов:

  • Метод сравнительной неконтролируемой цены;
  • Метод цены перепродажи;
  • Метод «затраты плюс»;
  • Метод чистой прибыли;
  • Метод распределения прибыли.

Метод сравнительной неконтролируемой цены эксперты разделили в двух направлениях. Это объясняется тем, что для отдельных видов товаров Налоговым кодексом предусмотрена целесообразность применения биржевых котировок. Ранее нормы кодекса по котировкам цены были более жесткие. На следующие виды товаров, которые назывались «товары, имеющие биржевые котировки», предполагалось применение только биржевых котировок из перечня, который определен товарными биржами. Сейчас эти нормы лишь указывают на целесообразность, а не на обязательство применять котировальные цены. Кстати, изменена и сама терминология — с биржевых товаров на «сырьевые товары». Перечень таких товаров уже определен Порядком №1221, который пришел вместо Порядка №616.

Несмотря на то, что Порядок №616 отменен, специалисты рекомендуют не оставлять его без внимания. Ведь он содержит перечень товарных бирж и данные, которые можно использовать для получения сопоставимых котировок по нашим товарам.

После того, как спикеры рассказали о применении метода СНЦ, они вернулись к вопросу выбора ТЦО-метода. В этом процессе они выделили несколько базовых признаков, которые устанавливаются Налоговым кодексом.

Итак, базовые признаки выбора метода:

  1. Целесообразность;
  2. Приоритетность;
  3. Возможность комбинирования методов.

Кроме того, эксперты отметили, что необходимо идентифицировать ТЦО-операцию. В первую очередь, они пересмотрели, есть ли внутренние подобные неконтролируемые операции в компании. Если есть, то выбираем метод — или СНЦ, или Цены перепродажи, или Расходы плюс. Если нет, то можем также рассмотреть или СНЦ — но уже по внешним источникам данных. Или метод чистой прибыли. Метод распределения прибыли тоже можем рассматривать.

Важно заметить, что перед выбором метода ТЦО по рентабельности — Цены продажи, расходы плюс, чистой прибыли или распределение прибыли, нужно определиться с тестируемой стороной. То есть в отношении кого мы будем применять методику: вашей компании или контрагента-нерезидента. От этого зависит выбор исследуемого показателя за ТЦО-методом.

Также необходимо помнить, что методы Цены перепродажи или расходы плюс при использовании внешних источников данных не применимы. Эти методы еще называют зеркальными. Они анализируют валовую рентабельность, но под разными углами.

Согласно пункту 39.3.2.4 необходимо применять для ТЦО-исследований «независимый» ТЦО-показатель. Независимость означает, что такой показатель не должен содержать в своей формуле сумм, которые формируются в контролируемой операции. Также при применении любого метода ТЦО мы обязаны обеспечить идентичность расчета в сопоставимых показателях (т.е. тех, что подобраны) и соответствующего показателя ТЦО-операции.

Во время обоснования комбинации методов эксперты пошли от обратного. Они взяли 2 подпункта, которые имеют отношение к сочетанию методов — это 39.3.2.1 и 39.3.2.7.

Кроме того, по тому же пункту 39.3.2.1 Кодекса указано, что можно не применять более одного метода. Но можем же и применять. И не зря был указан следующий абзац этого Кодекса. В нем тонкий намек, что налоговая может доказать целесообразность применения другого метода. А с помощью комбинации методов мы играем на опережение. Применяем несколько методов, но получаем подтверждение под разными углами.

Конечно, это тяжелее. Однако наша команда аудиторов «Парето» сознательно на это идет. И это бесплатно для клиентов. Ведь когда заключается договор, еще не ясно, нужно ли использовать комбинацию. К этому выводу специалисты приходят уже в ходе работы над проектом. Но они всегда идут на увеличение объема работы, потому что это позволит укрепить позиции Документации, а потому повысит заинтересованность клиента.

Когда мы применяем только внутренние источники данных — например Метод цены перепродажи или Метод расходы плюс, то целесообразно применить и внешние источники — используя уже Метод чистой прибыли. Так мы предотвращаем вопросы налоговой относительно объективности применения тех самых «внутренних» данных.

Также эксперты считают и придерживаются такого подхода относительно отдельных контролируемых операций, когда стоит применять не только Метод по цене, то есть сравнительной неконтролируемой цены. Но и сочетать его с Методом по рентабельности — Метод чистой прибыли.

Например, применять подходы «post-loans profitability» и «post-royalty profitability». Это означает, что исследуется не только та же ставка по кредитам или роялти, но и анализируется рентабельность после уплаты процентов по таким кредитам или роялти.

Закажите бесплатный анализ
Вашей Документации по ТЦО