Опубликовано: 08.04.2020

Обновлено: 09.04.2020

Налоговые проверки контролируемых операций кардинально отличаются от других документальных проверок. Основания назначения и проведения таких проверок регулируются требованиями ст. 39 Налогового кодекса Украины и Порядка проведения проверок налогоплательщиков по вопросам соблюдения налогоплательщиками принципа «вытянутой руки», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 10.03.2016 г.. №344 (далее — Порядок №344).

Общие основания проведения проверок контролируемых операций

соответствии с п. 4 раздела I Порядка №344 проверки контролируемых операций проводятся в форме документальных внеплановых проверок. Решение о проведении проверки контролируемых операций может быть принято не ранее 1 октября года, следующего за отчетным годом, в котором была осуществлена контролируемые операции и только при условии осуществления комплексного анализа таких операций и финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Особенность назначения проверки контролируемых операций заключается в необходимости согласования территориальным контролирующим органом решения о проведении проверки с центральным аппаратом ГНС Украины. Для того чтобы получить такое решение, контролирующему органу в котором состоит на учете налогоплательщик, необходимо подготовить информационное сообщение с подробным обоснованием основании для проведения проверки. Данное уведомление направляется в ГНС Украины, которая в течение 15 рабочих дней с даты получения уведомления обязана предоставить согласования или обоснованное возражение о проведении такой проверки.

Следует заметить, что контролирующий орган не вправе проводить более одной проверки контролируемых операций одного налогоплательщика в течение календарного года.

Согласно требованиям п. 102.1 ст. 102 Налогового кодекса Украины, контролирующий орган имеет право провести проверку контролируемых операций и самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика не позднее окончания 2555 дня, следующего за последним днем предельного срока представления декларации. То есть, контролируемые операции могут быть проверены в течение 7 лет с даты их проведения.

Продолжительность проверок контролируемых операций

соответствии со ст. 39 Налогового кодекса Украины и Порядка №344 — продолжительность проведения проверки контролируемых операций не может превышать 18 месяцев. Однако в случае, если контролирующим орган ожидает информацию от компетентного органа иностранных государств, перевод документов, необходимых для осуществления качественного исследования или результаты проведенной экспертизы, срок проведения могу быть продлен по решению ГНС Украины на 12 месяцев. 

Каждые шесть месяцев проведения проверки контролируемых операций, контролирующий орган, который проводит данную проверки должен предоставлять налогоплательщику информацию о текущем состоянии проверки.

Особенности проведения проверки контролируемых операций

При проведении проверки должностные лица контролирующего органа имеют право получать от налогоплательщика дополнительные документы и объяснения, подтверждающие осуществление финансово-хозяйственных операций, их соответствие условиям принципа «вытянутой руки», полноту начисления и уплаты налогов при осуществлении контролируемых операций.

Данные документы предоставляются налогоплательщиком на устный запрос проверяющих, которые проводят проверку, в согласованные сроки. В случае не предоставления документов на устный запрос, налогоплательщику направляется письменный запрос в порядке, определенном ст. 42 Налогового кодекса Украины.

Также, в ходе проведения проверки контролирующий орган имеет право направлять налогоплательщикам, которые являются сторонами контролируемых операций, проверяемых запрос о предоставлении документов или информации, в отношении операций или провести встречную сверку в порядке, определенном ст. 73 Налогового кодекса Украины, провести опрос должностных лиц и работников налогоплательщика, являющиеся сторонами контролируемых сделок.

Результаты проверки контролируемых операций оформляются в форме акта или справки, составляется в двух экземплярах. Процедура оформления результатов проверки контролируемых операций имеет некоторые отличия от процедуры оформления результатов других налоговых документальных проверок, а именно:

  • срок составления акта или справки учитывается в срок проведения проверки;
  • акт или справка вручается или направляется плательщику в течение двух рабочих дней с даты регистрации.

Возражения по результатам проверки контролируемых операций

Поскольку методология обоснования соответствия условий контролируемых операций принципа «вытянутой руки» является сложной и отличается от других документальных проверок, статьей 39 Налогового кодекса Украины и Порядком №344 предусмотрены большие сроки на подачу возражений налогоплательщиками:

  • в случае несогласия налогоплательщика с выводами проверки или фактами изложенными в акте проверки, он имеет право подать свои возражения в течение 30 дней со дня получения акты(10дн в — для других налоговыхпроверок).Налоговый орган имеет 30 рабочих дней на рассмотрение таких возражений, следующих за днем их получения. Результаты рассмотрения возражения оформляются в форме заключения, который должен содержать выводы из акта проверки, содержание возражений плательщика и обоснованием позиции контролирующего органа, по каждому вопросу содержащее отрицание.

Налоговое уведомление-решение принимается руководителем контролирующего органа не ранее чем через 30 дней со дня вручения налогоплательщику акта проверки контролируемых операций в порядке, предусмотренном ст. 58 Налогового кодекса Украины, или в случае представления возражений по акту проверки — в течение трех рабочих дней, следующих за днем рассмотрения возражений и предоставления письменного ответа налогоплательщику. Обжалование таких налоговых уведомлений-решений, осуществляется в соответствии со ст. 56 Налогового кодекса Украины. 

 

Закажите бесплатный анализ
Вашей Документации по ТЦО