Заказать обратный звонок
Обычно наши специалисты отвечают в течении 2 часов в рабочее время
*перед отправкой - убедитесь что ввели все правильно
КОНСАЛТИНГОВАЯ КОМПАНИЯ ПАРЕТО
КОНСАЛТИНГОВАЯ КОМПАНИЯ ПАРЕТО
Новые правила ТЦО в Украине в 2017 году
Только актуальная информация в сфере ТЦО
20.12.2016 года в Украине был принят Закон №1797 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины касательно улучшения инвестиционного климата», нормы которого вступили в силу 01.01.2017. Изменения коснулись статьи 39 Налогового кодекса, регламентирующей порядок применения ТЦО (трансфертного ценообразования). Авторы изменений уверены, что нововведения усилят контроль, исключат разногласия между бизнесменами и контролирующими органами и упростят им жизнь, а также выведут из-под контроля средний бизнес. Что же именно изменилось?

Обновление понятия контролируемые операции

Со дня вступления изменений в законную силу операции стали признаваться контролируемыми в том случае, если осуществляются компанией, чей доход составляет 150 миллионов гривен и выше (до 1-го января 2017-го года этот предел составлял 50 миллионов). Кроме того, с 5 до 10 миллионов гривен увеличился объем операций, которые проводятся с одним контрагентом и, соответственно, подпадают под контроль в сфере ТЦО. Эти изменения можно назвать позитивными: они хороши для маленьких предприятий, объем сделок для которых из-за роста курса валют и девальвации гривны постоянно увеличивается, а также для налоговой, которая ставит задачу ТЦО-контроля для «существенных» операций. Вполне понятно, что для незначительных объемов операций у налоговиков зачастую банально недостает ресурсов.

Одновременно с этим нововведения расширили и круг контрагентов-участников операций, которые подпадают под контроль. Отныне в этот круг включены не только связанные лица и компании с регистрацией в низконалоговых юрисдикциях, но и нерезиденты, которые, благодаря своей организационно-правовой форме, имеют право на невыплату корпоративного налога. Перечень этих форм будет отдельно утверждать Кабинет министров.

Изменения в отчетности и штрафах
Согласно новым изменениям в Налоговом кодексе, компании будут подавать отчеты по к/о не до 1-го мая, а до 1-го октября. Эксперты отмечают нелогичность такого изменения, потому как разница по трансфертному ценообразованию корректируется в декларации за отчетный год согласно налогу на прибыль, а декларация эта подается в феврале месяце. Однако если учесть, что правильное составление отчета очень важно, а многие компании зависимы от иностранных партнеров, такое нововведение играет на руку плательщикам налогов, которые получают больше времени на то, чтобы более тщательно подготовиться.

Заслуживает более пристального внимания и документация по ТЦО. В 39 статье НКУ изложены все сведения, которые должны входить в такую документацию. При этом странным остается тот факт, что при переносе крайнего срока сдачи отчета налоговики могут направлять запрос на представление документации, как и в старой редакции, не раньше 1 мая.

Что касается штрафов ТЦО, то их объем существенно не изменился, однако их перечень был расширен. По причине того, что в стране в два раза увеличился размер минимальной заработной платы, штрафы, которые зависели от этого показателя, в новой редакции закона подвязали к прожиточному минимуму.

Другие изменения в ТЦО

Претерпели изменения и другие направления ТЦО.

К примеру, чтобы установить, соответствует ли стоимость к/о, которая осуществляется на базе фьючерсного или форвардного соглашения, принципу «вытянутой руки», отныне предусматривается применение биржевых котировок. При этом плательщик налогов обязан уведомить Государственную фискальную службу о факте заключения указанных соглашений.

Соответствие условий к/о принципу «вытянутой руки» в новой редакции устанавливается в более тесной связке с условиями/принципами, рекомендованными Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В частности, была подправлена формулировка норм Налогового кодекса, описывающих механизмы, по которым сравнивается рентабельность контролируемых операций, их группировки для сравнения и пр.

Появилась в новой редакции и более четкая линия регламентирования условий соблюдения принципа «вытянутой руки». В частности, прослеживается обоснование в процессе сравнения цен тех субъектов, которые не привлекают для участия в своем уставном капитале юридическое лицо с долей свыше 20%, а также тех, которые имеют не более 20% корпоративных прав другого юридического лица.

Плательщики налогов теперь могут самостоятельно корректировать стоимость контролируемых операций до нижних и верхних значений ценового диапазона (ранее это осуществлялось до медианы диапазона). Стоит при этом отметить, что в случае, если ГФС обнаружит несоответствие стоимости операции, налог будет начисляться именно на основании значения медианы.

Такое понятие, как «предварительное согласование цен в контролируемых операциях», присутствующее в старой редакции, в новой заменили более близким к механизму трансфертного образования понятием – «предварительным согласованием ценообразования». Оно означает, что согласование проходит не столько сама цена, сколько процесс/методика ее образования. Также отмечается, что для установления соответствия условий к/о принципу «вытянутой руки» контролирующие органы не могут применить никакой другой метод, кроме того, который был зафиксирован в соглашении о предварительном согласовании ценообразования.

Закажите бесплатный анализ Вашей Документации по ТЦО
Made on
Tilda